Экономическая политика
Макри и министра экономики Прат-Гая часто обвиняют в том, что они проводят ту же политику, что и Мартинес де Ос («неолиберальный» экономист последней военной хунты) и администрация Карлоса Менема. Я бы не сказала, что политика «та же самая», однако замечу, что действия администрации Макри в этой сфере вызывают смесь из восторга и лёгкой досады.
Почему восторг? Потому что изменения происходят постоянно, они эффективны и эффектны. Например, спустя несколько дней после вступления в должность, Макри отменил cepo cambiario — систему контроля над валютными операциями. Это было очень впечатляюще. Система, которая держала аргентинцев в роли каких-то несамостоятельных рабов государства, не способных распоряжаться собственными деньгами; система, из-за которой люди, получающие деньги из-за рубежа, терпели огромные убытки; система, помогавшая удерживать завышенный чуть ли не в два раза курс песо, была ликвидирована меньше, чем за неделю. Это выглядело, как будто к умирающему от тяжёлого приступа астмы подошёл какой-то человек, тронул его пальцем, и приступ моментально прошёл.
Песо рухнул на 40%. Жить незамедлительно стало гораздо легче. Сейчас курс примерно 15.3 за доллар; за последние пару лет он шевелился где-то в пределах 8.5-9.5
Доверие к Аргентине со стороны инвесторов сильно выросло. В апреле страна, после продолжительной изоляции, вернулась на мировой долговой рынок, завершив размещение облигаций, в результате которого смогла привлечь 16,5 млрд долларов. Сейчас Макри пытается добиться такого же доверия у граждан и убедить их начать возвращать деньги, которые они хранят за рубежом, в Аргентину. Добиться этого непросто: все прекрасно помнят, как в ранних 2000-х людям просто запретили снимать деньги со счетов, вызвав массовые беспорядки, а потом ввели дикие ограничения и налоги на обмен и получение валюты.
Правительство и президент отменили значительное число налогов на экспорт сельскохозяйственной продукции, снизили подоходный налог на физических лиц, взялись за сокращение госаппарата, уволили кучу чиновников, назначили новых судей Верховного суда и президента Центробанка, взялись чистить киршнеристские агентства, предоставлявшие ложную статистику, а также начали работу с американскими хедж-фондами и итальянскими кредиторами, поставив выплату долгов в приоритет. Ещё Аргентина полностью расплатилась с Боливией за газ (Эво Моралес крайне негативно отнёсся к победе Макри и начал намекать на «переворот» в стране).
Новое правительство делает сильную ставку на бизнес и пытается разрушить старую зарегулированную систему и создать новую — простую и прозрачную. Недавно был анонсирован закон, согласно которому фирму можно будет открыть за 24 часа (до этого процесс открытия собственной фирмы мог занять от нескольких недель до нескольких месяцев и мог завершиться самым непредсказуемым образом: Киршнер буквально ненавидела бизнес и старалась максимально ослабить его и усилить государство и личные персоналистские институты). Сам Макри не раз выражал симпатии к чилийской модели; к тому же Макри и Себастьян Пиньера (президент Чили в 2010-2014 от правых сил) давние друзья. Макри также сильно заинтересован в Тихоокеанском Альянсе — правом, рыночном экономическом блоке в Латинской Америке, который, в отличие от левого Меркосур, динамично развивается и постоянно наращивает мощности.
В результате сельское хозяйство начало подавать признаки жизни. Получив доступ на внешние рынки, аргентинцы стали активно возвращаться в большой мир. Агросектор начал постепенно… ещё не ходить, но шевелить ногами: планируется увеличение посевных площадей под кукурузу и пшеницу (в 2017-2017 ожидается увеличение объёмов производимой пшеницы), сильно увеличены площади под подсолнечник. На подсолнечное масло сейчас хороший спрос на мировом рынке (в нынешнем году Аргентина сильно уступила конкурентам — Украине и России, поэтому на будущий год запланировано увеличение посевных площадей и наращивание производства масла). Объём закупок сельхозтехники уже вырос на 15%, а удобрений — на все 50%. К 2020 году ожидается пятидесятипроцентный рост в животноводческой и растениеводческой областях. Это не пустые обещания: уже сейчас Аргентина сильно нарастила объёмы продаваемой пшеницы и нашла новых торговых партнёров; сейчас пшеницу покупают Индонезия, Вьетнам, Южная Корея и Таиланд. Улучшение вроде бы наметилось и на рынке морепродуктов (по крайней мере, Аргентина хотела увеличить поставки креветок в Россию), однако небольшим и средним хозяйствам по-прежнему очень тяжело выживать. Впрочем, для агросектора год — это не срок; думаю, что в 2018 году всё будет уже значительно веселее, особенно если правые возьмут большинство в парламенте, и правительство сможет принять ещё более эффективные меры по дерегуляции и децентрализации рынка.
Другим видам бизнеса тоже стало полегче. Альберто Гримольди, глава одной из крупнейших в Латинской Америке обувных компаний Grimoldi, недавно объявил, что корпорация накопила достаточно сил, чтобы совершить экспансию на европейские рынки и всерьёз начать конкурировать с китайскими производителями в Германии. При этом непосредственно деятельность Макри комментировать он отказался.
Была проведена таможенная реформа: сейчас небольшие посылки доставляют на дом (раньше вы шли и от двух до шести часов ждали в центре выдачи на таможне, где вам всегда могли отказать, особенно если там лежат новые вещи (вдруг вы их не для себя, а для омерзительного спекулянства заказали?!). За большими всё равно нужно ходить в центр выдачи и ждать там часами.
В рамках сокращения госрасходов Макри также взялся за систему субсидий на ЖКХ. В результате бюджет выиграл, хотя коммунальные услуги выросли в цене в несколько раз. Левые незамедительно отреагировали, назвав происходящее tarifazo и попытавшись вывести людей на улицы. Раньше, из-за постоянных перебоев с электроэнергией, на улицы выходили сотни тысяч человек, требовавших отставки Киршнер. В связи с резким повышением тарифов при Макри в стране прошло несколько разнородных протестов, но они не вылились в что-то значительное. Самые масштабные протесты были в Хухуе, во время ареста Милагро Салы, но и там поднялось не «разгневанное население», а конкретные леваки и киршнеристы, которых лишали кормушки.
Команда Макри попыталась быстро и эффективно решить проблему инфляции, ставшую настоящим бичом Аргентины с приходом к власти запредельно некомпетентного популиста Перона, сломавшего традиционную политическую систему страны. Киршнеры, будучи перонистами левого толка, инфляцию нежно любили и лелеяли. Предыдущее правительство, существовавшее в условиях постоянного бюджетного дефицита, решало этот вопрос просто: допечатывало деньги, разгоняя инфляцию ещё сильнее. В это трудно поверить, но находились люди, которые это оправдывали, примерно в тех же терминах, в каких известный Александр Дугин оправдывал коррупцию в России. «Ну и что, что инфляция, зато она, во-первых, патриотическая, во-вторых, благодаря ей мы побеждаем американские фонды-стервятники, а также нам постоянно повышают зарплаты».
Я бы хотела сообщить радостные новости про победу над инфляцией, но не могу. И вот здесь самое время перейти от «вострога», упомянутого выше, к «лёгкой досаде». Почему я её испытываю? Потому, что я человек, а человеку свойственно, видя хорошее, хотеть лучшего. Т.е. эта досада в основном субъективна и обусловлена тем, что я симпатизирую более либертарианским реформам в экономике и более антикоммунистическим действиям в политике. Это не то, чтобы недовольство, а скорее беспокойство за будущее и моё личное видение ситуации, отличающееся от официального.
Аргентинская администрация, несмотря на её компетентность, решительность и молодость (Макри и его команда, на мой взгляд, впечатляют сильнее, чем другие правые правительства, пришедшие к власти в 2016), всё-таки временами бывает чересчур этатистской и нерешительной. Побороть инфляцию при помощи оптимизации госаппарата и его поправения — это примерно как лечить воспаление лёгких куриным супом, слабыми антибиотиками и горчичниками. Это, безусловно, лучше, чем никак не лечить, или вообще заставлять больного бегать голым по морозу, однако названных мер недостаточно.
Я понимаю, зачем они осторожничают и тянут: во-первых, боятся (и небезосновательно), что, если раскрутить все гайки разом, система пойдёт вразнос, а что будет с песо — я даже не представляю. Во-вторых, рушится пусть неэффективная, уродливая и громоздкая, но всё же система торговых, кредитных и политических связей, складывавшаяся в регионе много лет, поэтому все пытаются избегать резких движений. Например, Бразилия, один из основных торговых партнёров Аргентины, находится в политическом и экономическом кризисе, а её президент Мишел Темер — это не Макри, он не настолько решителен и компетентен. В-третьих, и в-главных, у Макри нет большинства в правительстве, а против жёстких реформ правого, тем паче — либертарианского толка, выступят как киршнеристы, так и «массисты» (сторонники Серхио Массы). Т.е. ломается не только внутренняя система, но и структура внешних связей, и их характер, и всё это — в условиях шаткой политической стабильности, обсусловленной скорее шоковым состоянием оппонентов и дикой усталостью от левых, нежели какими-то реальными договорённостями и консенсусами. Весь аргентинский политический консенсус сегодня строится на доверии нации президенту и отвращении к киршнеризму. Поэтому да, в осторожной тактике есть своя логика, и такое поведение аргентинского правительства вполне понятно. Но важно понимать, что первоначальный «шок», предохраняющий от болевых ощущений, вызванных реформами, пройдёт, и продолжать операцию придётся по-живому; наркоза (т.е. лишних денег) у Аргентины нет.
Иными словами — правительству бы чуть больше либертарианского подхода и поменьше этатистского, половинчатого, заигрывающего и с правыми, и с левыми. Эффективность таких осторожных действий не очень высока, а вот дискомфорт они доставляют всем. Вот, например упомянутая выше таможенная реформа. Она половинчатая. Как должна выглядеть реальная таможенная реформа? Человек, заказывающий себе что-то из-за рубежа, не должен вообще соприкасаться с государством (разве что с курьером, если доставкой занимается государственная почта). В Аргентине заказавший должен пойти в налоговую с чеком от Амазона и заплатить налог. Так и осталось, только налог, кажется, снизили, да небольшие посылки стали привозить на дом. Но государство вообще не должно иметь права лезть в заказы частных лиц! Уменьшить его аппетиты — это не выход, государству нужно запретить входить на такие территории, а для верности — попросту расформировать структуры и секретариаты, которые отвечали за эту грабительскую деятельность.
Привлечение инвесторов. Здесь всё хорошо: Макри выступил в Давосе, он ведёт активную внешнюю политику, практически прописался в Европе; многие интересуются Аргентиной — на днях вот приезжал премьер-министр Японии с целой группой крупных бизнесменов и очень позитивно отзывался о новой политике Аргентины.
Но с другой стороны — как инвесторов привлекли Чили и Парагвай, о которых мы недавно говорили? Или, если кто-то желает поговорить о более известных примерах (хотя Чили, мне кажется, довольно известна) — как действуют Малайзия, Сингапур и т.д.? Они резко снижают налоги, облегчают процессы регистрации компаний, делают их прозрачными и управляемыми, проводят компьютеризацию (Чили при Пиньере, кстати, была дополнительно компьютеризирована), зачастую вообще не берут налогов с «новичков». Конечно, новое правительство снизило налоги, но, кажется, недостаточно сильно. Например, отмену экспортного налога на сою отложили аж до 2018 года — пока его только снизили с 35 до 30%. С налогами на импортную электронику вообще беда: выгоднее слетать в Штаты или съездить в Чили (где электроника стоит дёшево) и купить необходимое там, чем тратить бешеные деньги в Аргентине. Правительство, однако, опасается отменять протекционистские законы, чтобы не пострадали местные производители.
Аргентине нужны радикально оздоровительные меры, ей нужно всестороннее лечение, а не горячий суп, горчичники и жаропонижающее. Сложно привлечь большое количество инвесторов, целый год раздумывая, как бы поаккуратнее впустить на рынок зарубежную электронику и как бы, не разозлив профсоюзы и левых, провести приватизации. Никак. Просто профсоюзы и левых нельзя слушать, они некомпетентны, антинациональны, безграмотны. Их деятельность привела некогда процветавшую страну к краху и бесконечной скачке по инфляционным «смертельным гонкам». Слушать их экономические рекомендации — всё равно, что следовать рекомендациям кондитера, делая коронарное шунтирование.
К тому же они склонны к патологическим каудильистским манерам управления, не имея при этом никаких талантов — Киршнер, например, была именно такой, к той же когорте относятся Чавес, Мадуро, Моралес, Корреа, Ортега (который с перерывами правит в стране с 1979 года, и так и не смог достичь многих сомосовских показателей, равно как и любой другой демократический президент Никарагуа). Т.е. очевидно, что условная «Киршнер» просто не должна иметь возможности прийти к власти, а для этого нужно быть достаточно развитой страной, с сильным агросектором и мощным классом собственников, которые не только не будут голосовать за левых, но и смогут перегирать их экономически и политически. Но для этого нужно, чтобы деньги находились не в руках государства, сидящего на них, как Скупой рыцарь на своих мешках и стенающего, что иначе потекут сокровища его в атласные диравые карманы, а у людей, у частников.
Возвращаясь к инфляции — она есть, она сильна, и побороть её в ближайшие месяцы вряд ли получится (за год не получилось, и она держится на более высоком уровне, чем рассчитывали официальные экономисты). Очень важно снизить безработицу и уровень инфляции в 2017: грядут парламентские выборы, и, если «макристы» смогут выдать хороший результат, они возьмут большинство в парламенте, что значительно облегчит дальнейшие реформы. В целом, я отношусь к грядущим выборам оптимистично: за год Макри провёл целую серию крайне не популярных реформ, после которых в стране выросли цены и тарифы. Президента начали было «валить» привычными способами (обвиняя в антинародной политике и предательстве), однако он поразительным образом сумел восстановить доверие нации, и кампания против него закончилась ничем.
В целом, деятельность нового правительства очень вдохновляет — я видела многих президентов и наблюдала работу многих правительств, и деятельность аргентинского руководства мне видится если не идеальной, то одной из самых впечатляющих на моей памяти. Я бы сказала, что сейчас соотношение хорошего и плохого составляет 75 на 25 (в эти двадцать пять входят рост цен и тарифов, инфляция, оставшаяся в наследство зарегулированность, недостаточные интегрированность и технологичность, а также сохраняющаяся, хоть и прижатая, коррупция); однако в перспективе, если затягивать с решением этих проблем и внедрением открытой рыночной модели, эта ситуация изменится, а внешне залеченные раны, на которые сейчас активно накладывают примочки, останутся незалеченными внутри, и со временем страну опять начнёт лихорадить, появятся нарывы, и нация, которая к тому времени подустанет от Макри, окажется перед дилеммой: выбрать кого-то ещё более жёсткого, чем Макри, эдакого супермена с либертарианскими взглядами, который опять полезет вскрывать раны и чистить их, или расслабиться и дать обмануть себя очередным популистам, у которых всегда наготове морфин. Аргентинцы не всегда делают безукоризненно правильные выборы, отсюда и моё беспокойство. Оно касается не нынешней ситуации — сейчас всё налаживается, а касается скорее ситуации, которая сложится через пару лет.
Что касается регионально-столичных взаимоотношений, то администрация постаралась отойти от известной традиции «абсолютного приоритета Буэнос-Айреса» и усиления его статуса в качестве «региональных врат» и «всемогущего града-вседержителя». В чём-то получилось, в чём-то нет. Многие увидели серьёзную проблему в том, что в 2016 году Макри и администрация столицы сильно раздули и накачали деньгами столичный бюджет (в рамках создания новых масштабных проектов и замены устаревшей инфраструктуры), что вызвало недовольство регионов. Главы регионов отмечают, что «Макри говорит о федерализации, но на самом деле он унитарий». С другой стороны, когда Макри собрал к себе губернаторов провинций для совещания, многие из них сказали, что подобный формат переговоров для них в новинку. Киршнер регулярно приглашала их к себе, но лишь для того, чтобы обсудить свои планы, не давая высказаться присутствующим и не позволяя себя критиковать. Губернаторы попросту отвыкли высказывать своё мнение. Впереди долгое восстановление диалога между центром и регионами. Вернуть доверие не так-то просто, а кроме того, страна остро нуждается в оптимизации, либерализации и дерегуляции управленческой и финансовых систем.
Ещё одной новинкой, презентованной правительством, стал План Бельграно. Это амбициозный проект, призванный решить проблемы бедности и экономико-технологической отсталости северных и северо-западных регионов (Хухуй, Сальта, Сантьяго дель Эстеро, Корриентес, Мисьонес, Формоса, Катамарка, Ля Риоха, Тукуман, Чако), а также решить ряд проблем, связанных с национальной безопасностью. План был воспринят позитивно; аналитики писали, что это отчётливый намёк на федерализацию, которую запланировал Макри, и которую будет проводить новая администрация, в противовес предыдущей. Планируется активное внедрение технологий, направленных на получение энергии из альтернативных источников (энергетическая независимость — важный пункт в стратегии Макри), постройка новых и починка старых дорог, замена или создание жилищной инфраструктуры, обновление и строительство аэропортов и железных дорог. Также правительство собирается более интенсивно проработать концепцию безопасности севера страны во всех отношениях — от защиты и оптимизации грузоперевозок до улучшения качества работы полиции и погранслужб (увеличение штата, более пристальное внимание к их профессиональным качествам и нуждам, закупка оборудования, радаров, etc.) Планируется построить новые школы, больницы и провести водопровод в населённые пункты, до сих пор лишённые этого базового удобства. Словом, ситуация типичная для латиноамериканской правой: молодые технократы прорываются к власти после правления левых, хватаются за голову, оптимизируют бюджет, экономят и параллельно пытаются совершить рывок и уменьшить отставание от развитых стран. В Чили в своё время получилось, посмотрим, что будет в Аргентине.
Вложения: |
CUr8XaZXAAEudFl-600x600.png [ 186.07 КБ | Просмотров: 1507 ]
|
Комментарий к файлу: Макри изображён в роли грабителя: «Руки вверх! Это tarifazo!»
DSC_2157-600x402.jpg [ 146.86 КБ | Просмотров: 1507 ]
|
Комментарий к файлу: Себастьян Пиньера и Маурисио Макри
piñera-macri-600x337.jpg [ 50.76 КБ | Просмотров: 1507 ]
|
|